ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Системный анализ вопросов компьютерного тестирования с использованием нечетких ответов. Часть 1. Тестовые задания категорий «выбор из набора ответов» и «ранжирование объектов»

Читать Брумштейн Ю. М., Коновалова Д. И. Системный анализ вопросов компьютерного тестирования с использованием нечетких ответов. Часть 1. Тестовые задания категорий «выбор из набора ответов» и «ранжирование объектов» // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2018. — №4. — Стр. 57-71.

Брумштейн Ю. М. - кандидат технических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, brum2003@mail.ru

Коновалова Д. И. - студент, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, haizbq@gmail.com

Дана общая характеристика целей и технологий проведения компьютеризованного тестирования знаний. Приведена классификация типичных тестовых заданий, используемых при компьютерном тестировании, включающая четыре категории. Охарактеризованы некоторые дополнительные возможности тестирования, обеспечиваемые современными инструментами разработки и эксплуатации программных средств. Проанализированы достоинства и недостатки применения тестовых заданий с четкими ответами. Обоснована принципиальная целесообразность использования тестовых заданий с нечеткими ответами. Для двух категорий таких тестовых заданий выполнен системный анализ целей их использования, вариантов компьютерной реализации, алгоритмов обработки ответов. Для категории «тестовые задания с выбором ответов из предопределенных наборов» рассмотрены следующие подкатегории: 1) с единственным верным ответом, причем об этом сказано в формулировке тестовых заданий; 2) с двумя и более верными ответами, количество которых указано в формулировке тестовых заданий; 3) с заранее неизвестным для пользователя количеством верных ответов. Разновидностью подкатегорий 1…3 может быть выбор «неверных ответов» из числа предъявленных; 4) тестовые задания с предлагаемыми бинарными ответами типа «да» или «нет». Рассмотрены возможные варианты предъявления ответов тестируемому на мониторе: все одновременно; последовательное воспроизведение ответов. Для обоих вариантов возможно подварианты предъявления ответов: в предопределенном или случайном порядке. В случае нечетких ответов для каждого из сочетаний «подкатегория тестовых заданий - вариант предъявления - подвариант» рассмотрены особенности формулировок вопросов в тестовых заданиях; способы технической реализации на ПЭВМ предъявления тестовых заданий и инструментов для нечеткого выбора; методы оценки нечетких ответов тестируемых лиц. Для категории тестовых заданий «на ранжирование предложенных объектов по заданному критерию» исследованы их возможные подкатегории в случае нечетких ответов, особенности компьютерной реализации в отношении представления вопросов и получения ответов тестируемых лиц, методы обработки (оценки) таких ответов. Рассматриваемый материал проиллюстрирован примерами из предметных областей «Информатика» и «Вычислительная техника» (для уровней обучения «школа» и «вуз»).

Ключевые слова: компьютерное тестирование, типы тестовых заданий, выбор ответов, ранжирование объектов, нечеткие ответы, методы оценивания ответов, адаптивное тестирование, программные средства, использование графических объектов, информатика, вычислительная техника, com