ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НЕЧЕТКАЯ ДЕСКРИПТОРНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ ИНДИКАТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Читать Полетайкин Алексей Николаевич, Подколзин Вадим Владиславович, Кулешова Наталия Владимировна, Кунц Екатерина Юрьевна НЕЧЕТКАЯ ДЕСКРИПТОРНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ ИНДИКАТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2019. — №3. — Стр. 55-69.

Полетайкин Алексей Николаевич - кандидат технических наук, доцент, Кубанский государственный университет, alex.poletaykin@gmail.com

Подколзин Вадим Владиславович - кандидат физико-математических наук, Кубанский государственный университет, vvp_35@mail.ru

Кулешова Наталия Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, natkuleshova@yandex.ru

Кунц Екатерина Юрьевна - начальник отдела дистанционного обучения, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, zentcova@sibsutis.ru

В статье представлен математизированный подход к построению дескрипторной модели компетенции. Последняя рассматривается как структура результатов обучения типа «знать», «уметь», «владеть», на которой определены индикаторы достижения компетенции. Дескрипторы индикаторов достижения компетенций рассматриваются как триада «Эпитет», «Активность», «Объект контроля» и формализованы на структурном уровне как нечеткие характеристики сформированности компетенции в привязке к результатам обучения и проверяющим контрольным заданиям при помощи аппарата нечеткой логики. Исходные данные формируются на основе экспертных суждений преподавателей, ответственных за контрольное испытание. Процедура оценивания формализована как система нечеткого вывода, конфигурируемая этим же преподавателем. В модели используются классические механизмы нечеткой логики, исторически получившие наиболее широкое применение в системах нечеткого вывода и апробированные на задачах нечеткого управления в разных областях. В задаче оценивания сформированности компетенций на основе ее дескрипторной модели технология нечеткого вывода применяется впервые. Рассмотренный пример демонстрирует применение дескрипторной модели, состоящей из 9-ти нечетких продукционных правил, использующих 6 входных нечетких переменных, для оценивания выраженности экспериментального индикатора достижения компетенции. Результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение о возможности алгоритмизации данной модели и ее применения для автоматизированной разработки оценочных средств, а также процедуры оценивания этой выраженности индикаторов достижения компетенций.

Ключевые слова: Болонское соглашение, индикатор достижения компетенции, результаты обучения, дескриптор, нечеткая неопределенность, функция принадлежности, бинарное нечеткое отношение, нечеткая дескрипторная модель, нечеткий логический вывод, экспертные суждения, нечетки