ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Разработка модели оптимального размещения объектов сети розничной торговли на основе закона обратного квадрата

Читать Шикульская Ольга Михайловна, Набережная Алена Владимировна Разработка модели оптимального размещения объектов сети розничной торговли на основе закона обратного квадрата  // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2012. — №4. — Стр. 54-60.

Шикульская Ольга Михайловна - доктор технических наук, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а,, shikul@mail.ru

Набережная Алена Владимировна - аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а,, naberezhnaya_av@mail.ru

Cоздание новых и развитие имеющихся сетей торговых объектов – актуальная проблема современного рынка. Но необходимо учитывать, что создание розничной торговой сети требует решения ряда важных вопросов, среди которых первоочередным является оптимальное месторасположение новых торговых точек, поскольку убытки от нерационального расположения могут оказаться колоссальными. На сегодняшний день существует большое число разнообразных методов и моделей размещения торговых объектов, но ни один из указанных методов не является универсальным, отвечающим всем требованиям и запросам современного рынка. Наиболее эффективные решения проблем достигаются посредством переноса законов, открытых для одной области знаний, в другую. Одним из таких универсальных законов является закон обратного квадрата, который описывает взаимодействие гравитационных полей (закон Ньютона), взаимодействие заряженных частиц (закон Кулона), закон Био-Савара-Лапласа – магнитный аналог закона Кулона. Авторами была рассмотрена возможность применения закона обратного квадрата для исследуемой предметной области. Причем наиболее подходящим оказался закон Кулона, учитывающий направление сил взаимодействия в зависимости от знаков зарядов взаимодействующих частиц. Также авторами были проанализированы все факторы, влияющие на размер получаемой прибыли / убытков от функционирования объектов торговой сети.

Ключевые слова: сеть торговых объектов,оптимизация размещения,метод,модель,адаптация метода,закон Кулона,критерии оптимизации,объект размещения,конкуренты,клиентская база,проницаемость среды,оценочная функция,нормирование критериев