ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Управление энергосбережением бюджетных образовательных учреждений

Читать Зайнутдинова Лариса Хасановна Управление энергосбережением бюджетных образовательных учреждений  // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2012. — №1. — Стр. 164-171.

Зайнутдинова Лариса Хасановна - доктор педагогических наук, профессор, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, Астрахань, Татищева, 20 а, lzain@mail.ru.

Энергетическое обследование – это сравнительно новое для России, но уже востребованное направление деятельности, позволяющее выявить резервы энергосбережения и наметить пути повышения энергетической эффективности. Согласно законодательству все бюджетные и ряд других организаций должны пройти обязательное энергетическое обследование. Остро не хватает научных основ и методик проведения энергетических обследований. В настоящей работе представлены результаты энергетических обследований ряда образовательных учреждений Астраханской области. Разработана методика проведения энергетического обследования бюджетного образовательного учреждения, включающая анализ помесячного и годового потребления отдельных видов энергоресурсов. Предложена методика определения структуры электропотребления на основе метода упорядоченных диаграмм. Основным потребителем электроэнергии сельских школ Астраханской области является система освещения (от 53 до 65 % от общего электропотребления). Оснащенность сельских школ компьютерной техникой невелика, электропотребление данного вида электрооборудования составляет всего лишь 5–7 %. Проведено тепловизионное обследование ограждающих конструкций. Разработаны энергосберегающие мероприятия. Установлено, что в бюджетных образовательных учреждениях имеются значительные резервы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Выявлен потенциал сбережения электроэнергии обследованных образовательного учреждения на уровне 37–63 %. Потенциал сбережения тепловой энергии не менее 20 %. Показано, что в случае сельских бюджетных образовательных учреждений Астраханской области, использующих центральное отопление, денежные затраты на оплату тепловой энергии выше, чем на оплату электроэнергии. При этом сроки окупаемости мероприятий по сбережению тепла меньше, чем по сбережению электроэнергии. Поэтому целесообразно начинать реализацию программы энергосбережения и повышения энергоэффективности с внедрения мероприятий по экономии тепловой энергии.

Ключевые слова: энергосбережение,управление энергосбережением,энергетическое обследование,потенциал энергосбережения,энергетическая эффективность,бюджетное образовательное учреждение