ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

АНАЛИЗ НОМЕНКЛАТУРЫ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Читать Жилин Леонид Эдуардович, Горбачева Анна Николаевна, Брумштейн Юрий Моисеевич, Васьковский Евгений Юрьевич АНАЛИЗ НОМЕНКЛАТУРЫ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2015. — №2. — Стр. 20-37.

Жилин Леонид Эдуардович - магистрант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, cat@asu.edu.ru

Горбачева Анна Николаевна - магистрант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, gorbacheva.ann@gmail.com

Брумштейн Юрий Моисеевич - кандидат технических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, brum2003@mail.ru

Васьковский Евгений Юрьевич - аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, vaskovskiy_evgeniy@mail.ru

Дана общая характеристика роли программных средств (ПС) массового использования (ПСМИ) в обеспечении конкурентоспособности и эффективности деятельности Российских вузов; в повышении качества подготовки выпускников; в наращивании интеллектуальных ресурсов регионов и страны в целом. Обоснованы причины отличий структуры ПСМИ в технических вузах и классических университетах России. Проанализированы объективные и субъективные причины, обуславливающие целесообразность ограничения номенклатуры ПС в вузах; запаздывании по времени перехода вузов на новые версии ПС, освоения их преподавателями. На примере Астраханского государственного университета рассмотрены подходы к принятию комплексных решений по развитию парка компьютерного оборудования; номенклатуры применяемых ПСМИ; количеств их инсталлируемых копий; кадровому и программно-техническому обеспечению развертывания и эксплуатации ПСМИ; закупок по ним литературы и/или прав доступа к электронным ресурсам. Проанализированы возможные подходы и предложены расчетные формулы для оценок востребованности ПС в вузах, а также «суммарной используемости» отдельных ПС и их совокупностей на отдельных ПЭВМ. Для ПСМИ, эксплуатируемых в вузах, обосновано выделение таких категорий: коммерческие ПСМИ, приобретенные за полную стоимость; коммерческие ПСМИ, эксплуатируемые бесплатно (или с частичной оплатой) на основе академических лицензий или специальных соглашений с правообладателями; демонстрационные версии ПСМИ с ограниченными сроками использования или функциональностью; свободно распространяемые (бесплатные) ПС; самостоятельно разработанные вузами ПС. Для каждой из этих групп ПСМИ подробно рассмотрено функциональное назначение; принципы отбора и практика использования конкретных ПС. Исследован состав критериев качества менеджмента ПС в вузах, включая готовность ПСМИ для использования; своевременность перехода вузов на новые версии ПСМИ; уровни защищенности ПСМИ от угроз информационной безопасности; соответствие ПСМИ, учебно-методических разработок по ним, литературы в бумажной и электронной форме компетентностным требованиям рынка труда к выпускникам. Рассмотрены возможные направления улучшения качества принятия и реализации решений по приобретению, разработке и использованию ПСМИ в вузах.

Ключевые слова: вузы, номенклатура программных средств, управление выбором, методы развертывания, управление затратами, критерии качества выбора, применение в учебном процессе, применение в управлении вузом, информационная поддержка использования, интеллектуальные ресурс