ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Управление качеством информационных систем на основе процессного подхода

Читать Князева О.М. Управление качеством информационных систем на основе процессного подхода // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2016. — №2. — Стр. 36-47.

Князева О.М. - ассистент, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация,г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, chobitoksana@mail.ru

Показана актуальность решения задач управления качеством информационных систем (ИС). Обосновано, что управление качеством (УК) ИС должно опираться на основные понятия, категории и принципы методов УК, приведенные в стандартах серии ISO 9000. Дано определение термина «Качество ИС» на основе ГОСТ ISO 9000 и описаны показатели ИС, влияющие на его уровень. К ним относятся следующие показатели: надежность; безопасность ИС для персонала; затраты на владение ИС, социально-экономический эффект от эксплуатации ИС. Обосновано, что надежность характеризуется степенью обеспеченности свойств информации, обрабатываемой в ИС. Приведены адаптированные к УК ИС основные определения из ГОСТ ISO 9000. На основании ГОСТ 34.601-90 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 предложена оригинальная схема жизненного цикла ИС, предназначенная для решения задач УК. Обоснована целесообразность использования алгоритма УК ИС (на основе ГОСТ ISO 9000), внедренного в жизненный цикл ИС.

Ключевые слова: информационная система, надежность, затраты на владение, социально-экономический эффект от эксплуатации, безопасность для персонала, обеспеченность свойств информации, ISO 9000, PDCA, жизненный цикл информационной системы, управление качеством, алгоритмы