ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗРАБОТКИ ГИБРИДНЫХ МОДЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Читать Курочкин Леонид Михайлович, Чернышев Александр Сергеевич, Курочкин Михаил Александрович, Чуватов Михаил Владимирович АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗРАБОТКИ ГИБРИДНЫХ МОДЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2019. — №4. — Стр. 99-109.

Курочкин Леонид Михайлович - кандидат технических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, kurochkinl@gmail.com

Чернышев Александр Сергеевич - научный сотрудник, Физико-технический институт имени А.Ф. Иоффе, 194021, Российская Федерация, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 26, alexander.tchernyshev@mail.ioffe.ru

Курочкин Михаил Александрович - кандидат технических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, kurochkin.m@gmail.com

Чуватов Михаил Владимирович - ведущий программист, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, irongate@yandex.ru

Необходимость повышения безопасности дорожного движения, обеспечения мониторинга движения транспорта, управления его маршрутизацией требует оперативного развития интеллектуальных транспортных сетей. Основным средством, используемым при проектировании интеллектуальных транспортных сетей, является компьютерное моделирование. Существующие модели транспортных систем часто предполагают поиск компромисса между точностью результатов моделирования и временем проведения вычислительных экспериментов с моделями - из-за использования представления транспортной системы только на микро- или макроуровне. Гибридные решения моделей транспортных сетей, позволяющие производить моделирование транспортных потоков на микро- и макроуровнях, а также осуществлять оперативный переход между ними в существующей литературе, не представлены. В настоящей работе приведено обоснование целесообразности разработки гибридной модели; предложен подход, обеспечивающий переход между микро- и макроуровнями моделей транспортных сетей. Предложенное решение реализовано с использованием макроскопического симулятора транспортных сетей SUMO и оригинальной континуальной модели транспортных потоков. Разработанный подход позволяет значительно сократить время моделирования транспортных потоков в крупных городах без ущерба для точности (адекватности) получаемых результатов.

Ключевые слова: гибридная модель транспортной сети, континуальная модель транспортного потока, микро- и макромодели транспортных сетей, критерии перехода между микро- и макромоделями, SUMO, интеллектуальные транспортные системы, transport network hybrid model, a continuo