ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ РИСКОВ И ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИЙ ЗАЩИТЫ ШКОЛЬНИКОВ ОТ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Читать Ажмухамедов Искандар Маратович, Кузнецова Валентина Юрьевна ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ РИСКОВ И ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИЙ ЗАЩИТЫ ШКОЛЬНИКОВ ОТ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2020. — №3. — Стр. 74-83.

Ажмухамедов Искандар Маратович - Астраханский государственный университет, aim_agtu@mail.ru

Кузнецова Валентина Юрьевна - Астраханский государственный университет, arhelia@bk.ru

Приведен краткий обзор этапов цифровизации российского образования в контексте реализации приоритетных федеральных целевых программ и стратегии развития цифровой экономики; определены основные проблемы, связанные с тенденцией перехода к дистанционному обучению, в том числе показана актуальность рисков использования цифровой образовательной среды в отношении обеспечения информационной безопасности участников образовательного процесса - учащихся, преподавателей, родителей. Приведен перечень актуальных рисков, связанных с нарушением конфиденциальности, целостности, доступности, аутентичности и неотказуемости использования цифровой образовательной среды. Также даны основные рекомендации по возможной минимизации этих рисков. Актуальность использования таких рекомендаций подтверждается результатами проведенного авторами опроса преподавателей, работающих в учреждениях среднего и высшего образования. Результаты исследования целесообразно учитывать в работе администраторов и менеджеров цифровых образовательных платформ с целью повышения качества сервиса.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая образовательная среда, информационная безопасность, стратегии защиты, цифровая школа, участники образовательного процесса, персональные данные