ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ
УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ОБУЧАЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Читать | Давтян Александр Георгиевич, Шабалина Ольга Аркадьевна, Садовникова Наталья Петровна, Потапов Денис Игоревич МОДЕЛИРОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ОБУЧАЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2021. — №2. — Стр. 40-47. |
Давтян Александр Георгиевич - Московский физико-технический институт, agvs@mail.ru
Шабалина Ольга Аркадьевна - Волгоградский государственный технический университет, o.a.shabalina@gmail.com
Садовникова Наталья Петровна - Волгоградский государственный технический университет, n_sadovnikova@vstu.ru
Потапов Денис Игоревич - Национальный Исследовательский Центр «Курчатовский Институт», dpotapov.denis@yandex.ru
В работе рассмотрены подходы к моделированию свойства открытости социально-экономических систем, отражающего способность таких систем взаимодействовать с окружением. Предложено включить в описание социально-экономической системы также и ее способность «обучаться», т.е. «подстраивать себя» под непрерывные изменения, происходящие как в самой системе, так и в ее окружении. Введено понятие обучаемости социально-экономической системы и предложена концепция моделирования свойства обучаемости. Разработана модель открытой обучаемой социально-экономической системы, определяемая системой уравнений с псевдоматематическими функциями и операциями, которые отражают немоделируемые в рамках формальной логики способы принятия решения человеком как носителем социальной сущности любой социально-экономической системы. В качестве параметров модели рассматриваются такие характеристики взаимодействия системы с окружением, которые можно наблюдать и формализовать. Показана связь обучаемости системы и управления в системе и описан метод управления в обучаемых социально-экономических системах, в котором процесс управления рассматривается с позиций нарративной практики. В рамках предложенного метода управления математические формализмы применяются для фиксации результатов обучения системы и поддержки процесса управления, основанного на интерпретации этих результатов.
Ключевые слова: социально-экономическая система, открытость социально-экономической системы, обучаемость социально-экономической системы, модель социально-экономической системы, целеполагание, пространство целей, целедостижение, управление в социально-экономических систе