ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Анализ направлений использования информационных технологий для поддержки выполнения студентами групповых заданий

Читать Брумштейн Юрий Моисеевич, Солопов Вячеслав Юрьевич, Дюдиков Иван Андреевич Анализ направлений использования информационных технологий для поддержки выполнения студентами групповых заданий  // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2012. — №4. — Стр. 87-97.

Брумштейн Юрий Моисеевич - кандидат технических наук, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а,, brum2003@mail.ru

Солопов Вячеслав Юрьевич - директор проекта, ЗАО «ЛАНИТ Консалтинг», Группа компаний «ЛАНИТ», 11250, Российская Федерация, г. Москва, проезд Завода «Серп и Молот», д. 6, стр. 1,, solopov.v@gmail.com

Дюдиков Иван Андреевич - аспирант кафедры, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а,, brum2003@mail.ru

Описаны преимущества и недостатки технологий обучения, ориентированных на индивидуальную работу студентов. Для периода обучения в вузах и ссузах представлены существующие виды (формы) коллективной деятельности студентов. Обоснована их недостаточность для адаптации к условиям работы после окончания обучения. Показана актуальность организации в период обучения командной работы студентов над проектами в рамках выполнения групповых заданий (ГЗ). Рассмотрена возможная направленность тем ГЗ. Показаны различия между целями проектов разной продолжительности по времени. Обоснована целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и методов управления проектами при организации (обеспечении) командной работы студентов над ГЗ. Подчеркнуто, что выполнение ГЗ требует соблюдения дисциплины исполнения, навыков тайм-менеджмента. Обоснованы достоинства и недостатки различных классов программных средств, которые могут применяться для поддержки командной работы над проектами. Использование ИКТ для поддержки такой деятельности подробно рассмотрено для уровней учебного заведения, факультетов, кафедр, преподавателей, студенческих команд, отдельных студентов. Применение ИКТ преподавателями проанализировано для следующих целей: разработка учебно-методических материалов, обеспечение их доступности для студентов; формирование и использование баз данных по тематикам ГЗ, рекомендаций по выполнению отдельных ГЗ; распределение студентов по командам; оперативный учет выполняемых ГЗ, персонального состава команд и ролей студентов в них; анализ результатов по завершенным проектам. Рассмотрены некоторые специальные виды ГЗ, включая выполняемые в условиях конкуренции между командами, а также при наличии факторов неопределенности и риска.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии,обучение,групповые задания,командная работа,проекты,управление проектами,базы данных