ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ
УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Образовательный имидж регионального вуза: анализ факторов влияния и моделей оценки
Читать | Брумштейн Юрий Моисеевич, Стефанова Галина Павловна, Пугина Надежда Николаевна, Кузьмина Алеся Борисовна Образовательный имидж регионального вуза: анализ факторов влияния и моделей оценки // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2013. — №3. — Стр. 14-26. |
Брумштейн Юрий Моисеевич - кандидат технических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, brum2003@mail.ru
Стефанова Галина Павловна - доктор педагогических наук, первый проректор АГУ – проректор по основной деятельности, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, GStefanova@aspu.ru
Пугина Надежда Николаевна - аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, astra_1851@mail.ru
Кузьмина Алеся Борисовна - аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, lesenok-1988@mail.ru
Авторы рассматривают содержание термина «образовательный имидж» (ОИ) регионального вуза (РВ), обосновывают целесообразность выделения двух компонент ОИ – информационной и оценочной. Представлена номенклатура групп юридических и физических лиц, с позиций которых могут выполняться оценки ОИ РВ, указаны некоторые направления взаимного влияния таких групп. В статье показаны причины потребностей в оценках ОИ РВ с учетом ряда факторов: необходимости решения задач государственного управления системой образования страны и регионов; качества/успешности школьного обучения; межвузовской конкуренции (включая межрегиональную и международную); уровней доходов населения; образовательной и трудовой мобильности студентов. Для различных групп лиц проанализированы источники, структура, характер и особенности восприятия информации, участвующей в формировании ОИ РВ. При этом учитываются как объективные, так и субъективные факторы, включая предполагаемую полезность образовательных услуг для различных категорий их потенциальных потребителей. Показаны особенности и сделаны оценки распространенности использования различных типов шкал при оценках ОИ РВ, принятии решений. Отдельно исследовано влияние развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и роста ИКТ-компетентности населения/организаций на особенности формирования ОИ РВ, обеспечение доступности информации о вузах в условиях их конкуренции в информационном пространстве. Предлагаемые подходы к статическим и динамическим оценкам ОИ РВ формализованы в виде математических моделей.
Ключевые слова: региональный вуз,образовательный имидж,образовательные услуги,конкуренция,источники информации,структура информации,восприятие информации,подходы к оценке,шкалы,информационно-коммуникационная компетентность,математические модели