ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Управление процессом обучения с помощью марковской модели

Читать Сербин Владимир Иванович Управление процессом обучения с помощью марковской модели // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2013. — №4. — Стр. 29-36.

Сербин Владимир Иванович - старший преподаватель, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, VISerbin@mail.ru

Эффективность управления процессом обучения зависит от адекватности (объективности) оценок: знаний, умений и навыков обучаемых; латентных параметров обучения (уровень подготовки обучаемого, трудность заданий тренинга и тестирования). В статье обосновано, что существующие методы обработки результатов тестирований на основе модели Раша не позволяют определить латентные параметры обучения, а лишь соотношения между ними. В связи с этим предложено использовать марковскую модель обучения, включающую два состояния: «собственно обучения и тренинга»; «контроля знаний с использованием тестовых заданий» (ТЗ). Автором показано, что применение в рамках этой модели учета времени, затрачиваемого на решение ТЗ, позволяет получить дополнительную информацию о навыках обучаемых, оценить значения латентных параметров и на основе этого лучше управлять процессом обучения. В статье подробно представлен математический аппарат, используемый в рамках предлагаемой модели, в том числе основанный на реализации формализованных методов теории информации.

Ключевые слова: обучающая система,латентный параметр,тренинг,тестирование,математическая модель,марковская модель,дифференциальная энтропия,модель Раша