ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ
УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Автоматизация, диспетчеризация и информатизациявысокотехнологичных медучреждений как средство повышения эффективности их работы
Читать | Мальвина Айжан Сергеевна, Брумштейн Юрий Моисеевич, Скляренко Екатерина Владимировна, Кузьмина Алеся Борисовна Автоматизация, диспетчеризация и информатизациявысокотехнологичных медучреждений как средство повышения эффективности их работы // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2014. — №1. — Стр. 122-139. |
Мальвина Айжан Сергеевна - магистрант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, aizhok19@mail.ru
Брумштейн Юрий Моисеевич - кандидат технических наук,доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, aks_uliana@mail.ru
Скляренко Екатерина Владимировна - магистрант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, katerina10051987@mail.ru
Кузьмина Алеся Борисовна - аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, lesenok-1988@aspu.ru
Показано место центров высокотехнологичной медицинской помощи в системе здравоохранения России. Рассмотрены история создания, условия и важнейшие показатели деятельности Астраханского кардиохирургического центра (АКХЦ). Указаны особенности занимаемых им зданий, величины производственных площадей. Характеристики структуры медицинского персонала АКХЦ сравнены с другими медучреждениями. Обоснована медико-экономическая целесообразность использования в АКХЦ средств автоматизации и диспетчеризации его работы. Подробно проанализированы функции центра диспетчеризации, используемые в нем компьютеризованные системы/подсистемы, обеспечивающие контроль/управление средствами вентиляции и кондиционирования воздуха; терморегулирования; теплоснабжения; энергообеспечения; освещения зданий и территории; контроля работы медоборудования; водоподготовки; охранного и медицинского видеонаблюдения; охранно-пожарной сигнализации; обеспечения эвакуации людей из зданий при задымлениях и пожарах. Авторами статьи описаны имеющиеся в распоряжении персонала АКХЦ возможности работы с медицинскими данными, средства связи, выхода в Интернет, использования телемедицинских технологий. Показано, что доступность для пациентов и посетителей АКХЦ средств связи, просмотра телепередач и пр. обеспечивает для них комфортную информационную среду и информационно-психологическую поддержку. Анализ данных по использованию в АКХЦ компьютерного оборудования, локальной вычислительной сети, средств оргтехники показал адекватность принятых инженерно-технических решений в отношении их приобретения/создания и направлений развития. Рассмотрена структура информационно-справочных систем, разрабатываемых/эксплуатируемых в АКХЦ; вопросы интеграции этих средств с системами автоматизации и диспетчеризации. Указаны используемые в АКХЦ меры информационной безопасности, в том числе связанные с персональными данными пациентов и персонала. Описаны потенциальные возможности и практические меры повышения компьютерной квалификации персонала АКХЦ. Показано, что функциональность сайта организации в Интернете обеспечивает эффективную информационную и имиджевую поддержку деятельности АКХЦ. Исследованы возможные подходы к качественным и количественным оценкам инженерно-технической и кадровой оснащенности учреждений высокотехнологичной медпомощи. Выполненные расчеты по предложенным показателям для АКХЦ сопоставлены с другими медучреждениями, иными организациями.
Ключевые слова: доступность и качество медпомощи, высокотехнологичная медпомощь, автоматизация, диспетчеризация, информатизация, программные средства, инженерно-техническая оснащенность, методы оценки, принятие решений