ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА И ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЗЕМНЫМ ТРАНСПОРТОМ, ОСНОВАННЫХ НА ГЛОНАСС

Читать Ботвинкин Павел Викторович ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА И ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЗЕМНЫМ ТРАНСПОРТОМ, ОСНОВАННЫХ НА ГЛОНАСС // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2014. — №3. — Стр. 187-196.

Ботвинкин Павел Викторович - аспирант, Волгоградский государственный технический университет, 400005, Российская Федерация, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 28, pavel.botvinkin@gmail.com

В развитых странах создание и использование спутниковых навигационных систем для контроля перемещений наземного транспорта помогает решать различные задачи уже в течение долгого временb. Однако аналогичные системы в России, основанные на ГЛОНАСС, стали повсеместно внедряться лишь относительно недавно. Спутниковый мониторинг получил широкое применение для наблюдения за наземным транспортом с целью решения логистических задач, для контроля над грузовыми и пассажирскими транспортными потоками, оптимизации работы курьерских служб, обеспечения безопасности пассажирских и грузовых перевозок. Атакующие, в случае получения доступа к системе контроля перемещений с «правом чтения», могут незаконно получить информацию о местоположении мониторируемых объектов. Если атакующие получают доступ с «правом записи», то они могут воздействовать на данные в системе контроля, перехватывая или посылая ложные данные. Реализация любого из этих вариантов может повлечь за собой серьезные негативные последствия и даже привести к человеческим жертвам. В настоящее время российские власти обеспечивают законодательное стимулирование для введения таких контролирующих систем в эксплуатацию на муниципальном и коммерческом наземном транспорте - в первую очередь в автомобилях скорой помощи и городских автобусах. В данной статье описывается типичная структура таких контролирующих систем, основные протоколы, применяемые для обмена данными между их узлами; представлен обзор обычно используемых в таких системах программных и аппаратных решений. В работе также описаны возможные проблемы информационной безопасности для рассматриваемых систем; даны рекомендации по предотвращению и устранению угроз информационной безопасности; перечислены направления защиты систем от воздействия неблагоприятных факторов.

Ключевые слова: information security, satellite navigation systems, monitoring and supervisory control of ground transportation, automated information-measuring systems, SCADA, GPS, GLONASS, информационная безопасность, спутниковые навигационные системы, мониторинг и дис