ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИКТ-компетентность школьников: анализ возможных подходов к оценкам, целей и методов управления

Читать Тарков Денис Алексеевич, Кузьмина Алеся Борисовна, Харитонов Дмитрий Владимирович, Иванова Мария Владимировна ИКТ-компетентность школьников: анализ возможных подходов к оценкам, целей и методов управления  // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2013. — №2. — Стр. 118-131.

Тарков Денис Алексеевич - магистрант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, odmin65536@gmail.com

Кузьмина Алеся Борисовна - аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, lesenok-1988@mail.ru

Харитонов Дмитрий Владимирович - студент, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, geakstr@gmail.com

Иванова Мария Владимировна - аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, maivam@rambler.ru

Дана общая характеристика условий деятельности школ в России и Астраханской области, особенностей обучения в них школьников по курсу «Основы информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)». Авторы рассмотрели направления влияния уровня ИКТ-компетентности (ИКТК) руководителей школ и учителей на организацию учебного процесса, а для школьников – влияние ИКТК на успешность обучения, реализацию возможностей поступления в вузы. Анализ материально-технической базы обучения в школах Астраханской области показал, что уровень оснащенности их компьютерной техникой и программным обеспечением растет. Практически все школы (кроме расположенных в наиболее отдаленных населенных пунктах области) сейчас имеют доступ в Интернет. Показаны причины, обусловливающие трудности обеспечения школ преподавателями ИКТ. В статье представлены плановые количества часов изучения ИКТ для различных категорий школ/классов. Отмечено, что большую часть практики на ПЭВМ школьники получают вне школ, в том числе дома, в игровых клубах, негосударственных образовательных центрах и пр. Отдельно исследуются возможности олимпиад по программированию, ИКТ-конкурсов и других внешкольных мероприятий в отношении стимулирования процессов повышения ИКТК учащихся. Авторы подробно анализируют существующие методы оценки ИКТК школьников и их изменений в процессе обучения. Отмечается, что внутришкольные оценки (текущие, четвертные, за год), а также результаты ЕГЭ не всегда объективно отражают уровень подготовки школьников, качество обучения в школах ИКТ. В заключение статьи рассматриваются основные возможности управления ИКТК преподавателей и школьников с учетом существующих реалий.

Ключевые слова: информационные технологии,технологии обучения,школы,преподаватели,школьники,Интернет,образовательные ресурсы,компьютерное тестирование,единый государственный экзамен,олимпиады,методы управления