ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ
УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Опыт структурного анализа и оценки конкурентной ситуации в общественном питании региона (на примере Хабаровского края и г. Хабаровска)
Читать | Мазанкова Татьяна Васильевна Опыт структурного анализа и оценки конкурентной ситуации в общественном питании региона (на примере Хабаровского края и г. Хабаровска) // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2014. — №3. — Стр. 18-33. |
Мазанкова Татьяна Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, Хабаровская государственная академия экономики и права, 680000, Российская Федерация, г. Хабаровск, ул. Серышева, 60, mazankova@mail.ru
В статье проведена оценка структурных характеристик (СХ) рынка общественного питания (РОП) на примере Хабаровского края. Информационной базой исследования явились следующие источники: данные из опубликованных официальных статистических сборников; сведения, взятые с сайтов органов государственного управления, включая Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края; материалы проведенного в 2010 г. маркетингового исследования в отношении предложений услуг на РОП. Номенклатура СХ РОП, принятая в статье, обоснована с точки зрения «необходимости и достаточности». Для оценки СХ РОП использовались два подхода. Первый (в рамках теории организации отраслевых рынков) соответствует использованию «стандартных» характеристик рынка и расчёта показателей рыночной концентрации - при этом применяется показатель количества посадочных мест в организациях общественного питания. Второй подход включает внутриотраслевой структурный анализ в рамках стратегического конкурентного анализа, предложенного М. Портером. Результаты выполненных расчетов по СХ представлены в табличной и графической форме. На основании них сформулированы основные выводы о структуре РОП; оценены показатели его концентрации; направления развития во времени. Материалы исследования могут быть применены для информационно-аналитической поддержки принятия решений по управлению РОП в различных регионах.
Ключевые слова: рынок общественного питания, структурный анализ, конкурентная ситуация, показатели концентрации, количество посадочных мест, стратегический конкурентный анализ, управление, система информационного обеспечения, catering market, structural analysis, competi