ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

УПРАВЛЕНИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Модель учебного процесса, направленного на формирование у учащихся «энергетического» метода решения физических задач

Читать Исмухамбетова Альбина Салаутовна, Стефанова Галина Павловна Модель учебного процесса, направленного на формирование у учащихся «энергетического» метода решения физических задач  // Прикаспийский журнал:  управление и высокие технологии. — 2011. — №3. — Стр. 97-102.

Исмухамбетова Альбина Салаутовна - аспирант, Астраханский государственый университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, albina_ism@mail.ru.

Стефанова Галина Павловна - доктор педагогических наук, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, albina_ism@mail.ru.

В данной статье описана модель учебного процесса, в результате которого учащиеся овладевают методом решения задач на основе закона сохранения энергии. Модель включает в себя деятельность учителя и учащихся, методическое обеспечение этой деятельности, контроль результатов деятельности. Все эти виды деятельности формируются с применением деятельностного подхода, т.е. их содержание должно быть выделено учащимися самостоятельно и многократно применено в решении физических задач. Также указаны этапы процесса обучения, прописаны цели каждого из этапов. Выделен «энергетический метод» решения физических задач; указаны знания, которые необходимы для овладения этим методом; перечислены все действия «энергетического» метода. Составлена схема модели процесса обучения. Приведены примеры дидактических средств, позволяющих формировать действия метода и «энергетический» метод решения физических задач: задачи-проблемы, упражнения. Проиллюстрирован фрагмент формирования отдельного действия «энергетического» метода. Данная модель обучения позволяет учиться решать задачи из различных разделов школьного курса физики на применение закона сохранения энергии. Обучение организуется в соответствии с закономерностями психолого-педагогической теории деятельности.

Ключевые слова: модель учебного процесса,«энергетический» метод,задачи-проблемы,«энергетические» понятия,деятельностная теория обучения.